Чем дольше отстаиваешь права, тем неприятнее осадок.

Формирование 38-го одбп началось в Челябинске 18 ноября 1941 г. Строительство бронепоездов велось тоже в Челябинске в паровозном депо.
читать дальше18 ноября 1941 года в кабинете начальника паровозного депо станции Челябинск Трегубенко заместитель начальника паровозной службы Южно-Уральской железной дороги Шелягин познакомил челябинских паровозников с заданием Государственного Комитета Обороны: Южно-Уральской железной дороге предстояло построить пять бронепоездов, из них два в цехах депо Челябинск.

Бронепоезд типа ОБ-3, которому принадлежали «Челябинский
железнодорожник» и «Южноуральский железнодорожник»
Командир 4-й бронеплощадки «Южноуральского железнодорожника» Куплевахский характеризовал челябинские бронепоезда: «Бронеплощадки оснащены своеобразно. Каждая имела одну башню, поворачиваемую вручную. В ней французская пушка … При стрельбе с невысоким углом возвышения такие орудия оправдывали назначение. На каждом борту бронеплощадки 7,92-мм пулемёт Браунинг и 7,62-мм пулемёт ДТ. Личное оружие многих красноармейцев — японские винтовки... „Интернациональный“ характер вооружения и обмундирования бойцов свидетельствовал о крайне трудном времени, переживаемом Красной Армией зимой 1941—1942 годов.»

75-мм французская пушка образца 1897 года
В феврале 1942 года железнодорожники Южно-Уральской магистрали провожали бронепоезда на фронт.

П. А. Горкушенко, политрук бронепоезда № 2 «Южноуральский железнодорожник» 38-го ОДБ.

Бронеплощадка бронепоезда №2 «Южноуральский железнодорожник». 1942 г.
9 мая 38-й одбп передали в 40-ю армию с расположением — депо № 2 — Черемисиново, база — Мармыжи. Боевая задача — поддержка 121-й стрелковой дивизии и прикрытие железнодорожных объектов от атак с воздуха.

Лейтенант Н.В. Сиукаев, командир зенитного взвода бронепоезда «Южноуральский железнодорожник».

ДШК на бепо. На бепо №2 2 ДШК, но без щитов и не на турелях, а на тумбах
13, 14 и 18 мая бронепоезд № 2 участвовал в огневом налете на Новый Поселок, в результате у него вышли из строя три орудия. Одно починили, а два отправили в артиллерийские мастерские
28 июня 1942 года началось немецкое наступление в рамках операции «Блау», которому предшествовала авиационная и артиллерийская подготовка. К этому времени бепо № 2 старшего лейтенанта И. Е. Орлова находился у разъезда Расховец, база — Мармыжи.

И. Е. Орлов, командир бронепоезда № 2 «Южноуральский
железнодорожник» 38-го отдельного дивизиона бронепоездов.
При их отражении подбито пять самолетов и один сбит, взят в плен один летчик, переданный представителям 40-й армии.

Последний бой бронепоезда № 2 «Южноуральский железнодорожник»
28 июня 1942 г. Художники И.В. Севрюков, А.П. Чернышёв, Б.П. Евдокимов.
Попытки восстановить полотно были не успешны — немецкая авиация не давала этого сделать.
Примерно в 18.00 к Мармыжам подошла немецкая пехота и танки, которые открыли огонь по бронепоезду.

Бронетехника 2-го разведывательного батальона дивизии «Великая Германия» на
марше в селе Девица Семилукского района Воронежской области. На переднем
плане бронетранспортер Sd.Kfz. 250. Июнь 1942 г.
Из средств ПВО остались только один пулемет ДШК и три пулемета Браунинг. Так как вывести бронепоезд невозможно из-за разбитых путей на станции Мармыжи, а вести огонь по танкам и пехоте противника было нечем, командир дивизиона майор Коржевский приказал команде оставить бронепоезд.
Команда оставляет лишившийся хода обреченный «Южноуральский железнодорожник». Бронепоезда 38-го отдельного дивизиона перестают существовать...

Поврежденный у Воронежа советский бронепоезд.
Июнь 1942 года. Фотография роты пропаганды Вермахта.
30 июня 1942 года на станции Касторная командир дивизиона доложил о результатах боя находившемуся там начальнику ГАБТУ генерал-лейтенанту Федоренко. Федоренко приказал дивизиону убыть в Москву, куда тот прибыл 1 июля и разместился на базе МТО ГАБТУ КА.

Федоренко Яков Николаевич - начальник Автобронетанкового (затем Главного) управления.
2 августа по распоряжению генерал-майора Чернова 38-й ОДБП убыл на станцию Кожевенная. К этому времени на находящейся здесь рембазе № 6 закончили строительство бронепоезда "Имени газеты "Правда" (бронепаровоз Ов № 7101, броня каленая 45-30 мм, вооружение пулемет ДШК, бронеплощадки № 754, 603 броня 45 мм, вооружение 2 пушки Ф-34 и 6 пулеметов ДТ на каждой, площадка ПВО № 777, броня 30 мм, вооружена 25-мм зенитной пушкой и пулеметом ДШК). 8 августа состав передали 38-му ОДБП, который приступил к боевой подготовке и освоению матчасти. Одновременно помогали работникам рембазы № 6 в строительстве второго бепо "Имени газеты "Красная Звезда".

Бронепоезд из состава 38-го ОДБП
19 ноября 1942 года дивизиону передали второй бронепоезд "Имени газеты "Красная Звезда" (бронепаровоз Оп № 475, бронеплощадки № 775, 776, площадка ПВО № 778, данные такие же, как у бепо "Имени газеты "Правда"), и через два дня 38-й ОДБП убыл в Москву и по прибытии разместился на Павелецком вокзале.
5 декабря 1942 года дивизион посетил начальник управления бронепоездов ГБТУ КА генерал-майор Чернов и начальник штаба ГБТУ КА генерал-майор Лебедев, вместе с которыми присутствовали представители американских газет. В течение двух часов бронепоезд "Имени газеты "Правда" инспектировался и осматривался. После этого генерал-майор Лебедев объявил благодарность всему личному составу за хорошую боевую подготовку.
На основании распоряжения начальника ГБТУ КА № 1109420 от 5 декабря 1942 года бронепоезда получили новые номера: "Имени газеты "Правда" - № 754, "Имени газеты "Красная Звезда" - № 730.
По распоряжению командующего бронетанковыми и механизированными войсками Красной Армии, 2 мая 1943 года 38-й дивизион бронепоездов убыл на Воронежский фронт, где 14 мая вошел в состав 7-й гвардейской армии.
18—2 мая бепо № 754 поддерживал части 15-й гвардейской стрелковой дивизии в районе Волчанск. По отзывам командования артналеты производились успешно.
Бепо № 754 прибыл в июле, в ходе ремонта работники ВЭО-19 при участии команды бронепоезда изготовили новую площадку ПВО.
По мере продвижения частей 7-й гвардейской армии в ходе наступления, двигался вперед и 38-й дивизион. Из-за того, что железная дорога была сильно разрушена, бронепоезда не могли подойти к линии фронта, поэтому из основной задачей стало прикрытие станций, мостов и других объектов от атак с воздуха. 38-й ОДБП двигался через Мерефу, Полтаву, Знаменку, Кировоград, Рудницу, Израиновку. К 14 июля 1944 года он сосредоточился на станции Верешти (Румыния) с задачей не допустить прорыва немецких танков на стыке 7-й гвардейской и 40-й армии.

И. Е. Орлов, командир бронепоезда № 2 «Южноуральский
железнодорожник» 38-го отдельного дивизиона бронепоездов.
Осенью 1944 года 38-й ОДБП вывели в резерв 2-го Украинского фронта, а к лету 1945 года он сосредоточился на станции Нара Московской области.
Расформирован в период с 15 мая по 20 июня 1946 года на основании директивы Генерального Штаба ВС СССР № 246688сс от 6 мая 1946 года. Матчасть передана 1-му отдельному полку бронепоездов имени Алябьева.
По материалам из интернета