periskop.livejournal.com/573956.html
Решение об установке памятника в Вене было принято советским военным командованием еще до того, как Красная Армия вступила на территорию Австрии, так как сомнений в успехе Венской наступательной операции не было. После сокрушительных для фашистов боев у озера Балатон в Венгрии в феврале 1945 года военный совет 4-ой Гвардейской армии 3-го Украинского фронта объявил конкурс на проект памятника. По его итогам архитектором был назначен майор С. Г. Яковлев, скульптором – младший лейтенант М. А. Интезарьян, а руководителем строительных работ – инженер-майор М. А. Шейнфельд. Общее политическое руководство проектом осуществлял генерал-майор Д. Т. Шепилов – тот самый человек с самой длинной в СССР фамилией "и примкнувший к ним Шепилов". В 1945 году он возглавлял политработу в 4-й Гвардейской армии 3-го Украинского фронта.
Когда советские войска подходили к австрийско-венгерской границе, Микаэлу Аваковичу Интезарьяну (ученик В. И. Мухиной, известной по московскому памятнику "Рабочий и колхозница") было поручено сделать проект скульптуры советского солдата. За неимением другого материала Интезарьян создавал модель из того, что было под рукой – фигура из хлеба, перемешанного с салом, прикреплялась на простую стеклянную бутылку, служившую "цоколем памятника".

Работа по инженерной реализации проекта была возложена на Михаила Александровича (Менделя Зусевича) Шейнфельда, который после войны участвовал в возведении телецентра "Останкино" и строительстве Ленинского проспекта в Москве. Инженер Шейнфельд прибыл в Вену в мае 1945 года. Тогда в качестве варианта для установки памятника советским военным командованием рассматривался также парк Пратер. Однако после рекогносцировки на месте приняли окончательное решение в пользу Шварценбергплатц, и начался процесс форсированного строительства мемориала. Основные работы выполняли советские инженерные части с привлечением немецких военнопленных. Но без дополнительной помощи австрийских специалистов было не обойтись. Поэтому дали соответствующее объявление: "Для постройки нового памятника требуются каменщики, модельщики, столяры и т.д. Предлагается дважды в день горячая еда и хлеб". Понятно, что в период послевоенной разрухи в желающих принять участие в строительстве недостатка не было. Среди них были венские архитекторы Крайчи и Эш, а также скульптор Фердинанд Вельц, помогавший в отливке фигуры солдата из бронзы на литейном заводе в венском районе Эрдберг. Всего в работах было задействовано около 400 человек.