20:54 

Как бронепоезд «За Родину!» воевал на луганских железных дорогах.

N.K.V.D.
Ну, суки, ща я вам устрою гей-парад!


История бронепоездов оказалась тесно связанной с Россией и Украиной. Недаром большинство зарубежных справочников и энциклопедий в статьях «Armoured Train», «Panzer Zug», «Les Trains Blindes», «Pociag Panzerny» отсылают читателя к гражданской войне в Украине, ставшей ареной самого массового в истории человечества применения бронепоездов.

Катастрофическое начало Отечественной войны, огромные потери в боевой технике и вооружении, невозможность их быстрого пополнения из-за эвакуации предприятий заставили командование армии и руководство промышленности искать выход из столь сложной ситуации. Уже в июне-июле 1941 года на просторах Советского Союза на паровозостроительных и ремонтных заводах, в мастерских, закипает работа по строительству импровизированных бронепоездов. В ход идет все, что попадается под руку: любые железные листы, вагоны, паровозы, оружие чуть ли не из музеев. Чем ближе противник, тем выше темпы строительства.



Новое — это хорошо забытое старое
На протяжении нескольких недель на всей территории страны велось активное строительство железнодорожных мастерских, полотен и бронепоездов. Но эти бронепоезда не могли исправить положения на фронте.

Развал советской обороны после форсирования немецкими войсками Днепра, отступление, по сути, превратившееся в бегство, создали реальную угрозу оккупации Донбасса. Поэтому в многочисленных железнодорожных депо, мастерских и заводах восточной Украины развернулось массовое строительство бронепоездов. К началу сентября 1941 года было построено 20 бронепоездов, принявших участие в боях на Южном фронте. В ожесточенных боях осени 41-го года многие из них были уничтожены наступавшими немецкими войсками. Но свято место пусто не бывает, и на смену потерянным бронепоездам приходили новые, поскольку производство их уже развернулось по всей стране.

Большое количество новых бронепоездов строилось по индивидуальным проектам, из того, что было под рукой. Стали широко применяться элементы поврежденной бронетехники: танковые башни с во-
оружением, корпуса, приборы наблюдения, артиллерийское и пулеметное вооружение.

Помимо совершенствования конструкции бронепоездов, шел процесс оптимизации системы руководства и обеспечения их действий. Сразу после начала войны, летом 1941 года, в Главном автобронетанковом управлении РККА был создан специальный отдел бронепоездов.

Бронепоезда никогда не играли решающей роли на полях сражений двадцатого века и не получили большого распространения в арсеналах ведущих стран мира. Они стали ответом на вызов нового этапа развития военного искусства на рубеже веков. Танки еще оставались призрачной мечтой, бронеавтомобили — слишком примитивными, и только железные дороги давали возможность разместить на мобильной базе броню и сильное вооружение.

История с советскими бронепоездами стала зримым подтверждением старой поговорки о том, что новое — это хорошо забытое старое.


Как закалялась сталь
К концу сентября 1941 года коломенцы построили «Особый бронепоезд №1» и передали его представителям Главного управления автобронетанковых войск Красной армии. Это была мощная передвижная боевая единица, кроме всего прочего располагавшая «катюшей» — платформой с установкой для ведения огня реактивными снарядами. Коломенский бронепоезд немедленно включился в оборону Москвы на участке между Можайском и Гжатском. Там, вблизи станции Колесники, его постигла тяжкая военная судьба: от артогня противника бронепоезд перестал существовать. Почти вся его команда погибла.

Одновременно с коломенцами брянские профинтерновцы (завод «Красный Профинтерн») приступили к строительству «Особого бронепоезда № 2». Однако вскоре Брянск оказался прифронтовым городом. Всего в 40 километрах от него находились передовые части гитлеровцев. Пришлось свернуть на этом заводе строительство бронепоезда.

В первой половине августа на заводе «Красный Профинтерн» погрузили в вагоны и на платформы весь задел по бронепоезду и вместе с добровольцами, специалистами и их семьями отправили в Луганск. Когда эшелон прибыл на завод, сразу закипела работа по достройке бронепоезда.

В комплект бронепоезда входили: паровоз серии ОВ с броневой защитой, две бронеплощадки, две броневые платформы со средствами противовоздушной обороны, бронеплатформа для тяжелой пушки, четыре платформы прикрытия, две тяжелые и две легкие бронедрезины, два бронеавтомобиля, бронемотовоз. Кроме этого к боевой части бронепоезда придавалась вспомогательная материальная база с самостоятельной тягой: паровоз серии Щ, получивший название «черный», два пассажирских вагона, 10 товарных пульманов, два вагона — склад боеприпасов, вагон — технический склад, вагон для горюче-смазочных материалов.

На заводе имени Октябрьской революции во главе с парторгом М.Н.Хахаревым велась вся работа, связанная со строительством бронепоезда. Работа шла беспрерывно, в три смены. На каждом участке изготовления, сборки оборудования и бронеплощадок были закреплены опытные специалисты. Параллельно уже в начале сентября приступили к формированию команды бронепоезда и десантной роты.

Особый бронепоезд №2 "За Родину!" Передняя бронеплощадка имеет три башни — от танка КВ-2,
от танка Т-34 (но перевооруженная 45-мм пушкой) и башня с 76-мм полевой пушкой образца 1902 г.
График строительства бронепоезда стал непреложным законом военного времени. Отлично работали электросварщики Коновалов и Шкода вместе со своими коллегами из Брянска И. Никитиным и А. Серковым.
Они сваривали стыки башни бронепоезда.

По инициативе специалистов была усилена броневая защита. Для повышения огневой мощи бронепоезда решили дополнительно построить три бронированные площадки со средствами противовоздушной обороны и одну бронеплощадку под 107-миллиметровую пушку и оборудовать несколько четырехосных вагонов под жилье, клуб, баню, дегазационную камеру.


И разведчик, и налетчик
Основной костяк команды был сформирован из добровольцев в сентябре 1941 года. Организация бронепоезда состояла из семи групп. Бронепоезд №2 «За Родину» получил приписку на все виды войскового довольствия к штабу Южного фронта.

В первых числах октября 1941 года из Ленинградского высшего танкового училища прибыл назначенный командиром бронепоезда «За Родину!» Аким Бондаренко. Ему пришлось оставить в училище место преподавателя и возглавить боевую воинскую единицу. 6 октября военный комиссар А.Н.Енин по вызову отправился в Москву для доклада о боевой готовности бронепоезда. Обратно А.Н.Енин возвращался вместе с А.П.Цуповым, бывшим рабочим завода, назначенным заместителем командира бронепоезда.

Положение на фронте ухудшилось. Фашистские оккупанты подходили к Ровенькам, Дебальцево… В середине октября 1941 года командир и комиссар бронепоезда А.Л.Бондаренко и А.Н.Енин были вызваны в Алчевск, в штаб Южного фронта.

Днем 23 октября 1941 года состоялась торжественная передача команде построенного бронепоезда.
Ночью бронепоезд прибыл на свой боевой участок Родаково – Дебальцево – Алмазное. Местом его стоянки было определено депо станции Родаково.

Рабочие Ворошиловградского паровозостроительного завода имени Октябрьской революции
провожают на фронт особый бронепоезд 2 За Родину. 23 октября 1941 г.
Несмотря на огромные потери в живой силе и технике, немецко-фашистские оккупанты упорно продвигались к Ростову-на-Дону – воротам Кавказа. По приказу штаба Южного фронта бронепоезд «За Родину!» в начале ноября 1941 года направляется в Ростов-на-Дону, в распоряжение командующего 18-й армией.

С этого времени команда бронепоезда «За Родину!» беспрерывно ведет боевые операции по сдерживанию противника: с помощью десантной роты и артиллерийского огня удерживалась оборона на линии между Заповедная – Ровеньки, обеспечивалось движение по главному железнодорожному пути Донбасс – Ростов – Москва.
Бронепоезд под Новошахтинском вел огонь по прорвавшимся немецким танкам, отбивая налеты вражеской авиации; охранял участок железной дороги Новочеркасск – Шахты, громил вражеские десанты.
Под Александровкой только за один день 28 ноября 1941 г. по гитлеровским позициям было выпущено до тысячи снарядов.

Ночью 28 ноября советские войска завязали бои на окраинах Ростова, за неделю до того захваченного гитлеровцами. На второй день части 9-й и 56-й советских армий ворвались в город и заняли его. Эта наступательная операция советских войск сорвала вражеские планы вторжения на Северный Кавказ, сковала главные силы группы фашистских армий «Юг» и в немалой степени способствовала успешному контрнаступлению Красной армии под Москвой.

Вскоре же немецкое командование предприняло массированный удар в направлении Дебальцево, угрожая Алчевску. Бронепоезд «За Родину!» получил приказание вернуться в Донбасс. 6 декабря 1941 года он прибыл на станцию Дебальцево-Сортировочная. Выходя оттуда на линию, бронепоезд в бой с врагом не вступал, вел активную разведку. Но однажды ночью, при отходе на свою базу, попал в западню, которую устроили ему фашисты, взорвав железнодорожный путь. Взорванный путь был восстановлен, бронепоезд ушел из опасной зоны.
Неудачи на Ростовском направлении вынудили гитлеровцев перейти к обороне.

Члены экипажа бронепоезда.
Под Дебальцевом попал в окружение особый полк НКВД. Бронепоезд «За Родину!» по приказу штаба армии поспешил на выручку. Большую часть окруженных удалось тогда вывести.


Охота на бронтозавра
Эффективные боевые операции бронепоезда вызвали ответные действия. Немецкие самолеты начали охотиться за бронепоездом. После очередного рейда на Дебальцево, 28 декабря, бронепоезд возвращался на свою базу. На перегоне Баронская — Мануиловка среди белого дня на него напали 9 юнкерсов.
Зенитчики, однако, успели сбить два «юнкерса». Последствия этого налета оказались тяжелыми. Авиабомбой большой мощности было разрушено железнодорожное полотно. Паровоз и тендер стояли под углом друг к другу. Ранения получили командир бронепоезда Бондаренко, машинист Рубежанский, военфельдшер Васильев, командир зенитчиков Андреев и еще несколько бойцов.

Ночью железнодорожный путь в сторону Мануиловки был восстановлен. Из Алчевска прибыл на помощь паровоз и по частям растащил состав. После основательного ремонта бронепоезд с командой и десантной ротой отбыл в Родаково.

В январе 1942 года бронепоезд «За Родину!» был направлен в район Попасной, занятый немцами. Перед ним была поставлена задача — парализовать работу станции, которую гитлеровцы активно эксплуатировали. С закрытых позиций Попасная беспрерывно обстреливалась. Появление вновь на позициях бронепоезда «За Родину!» явилось неожиданностью для немцев, которые полагали, что он уже выведен из строя.

Особый бронепоезд №2 "За Родину!"
В апреле 1942 года командир бронепоезда А.Л.Бондаренко и его заместитель А.П.Цупов вместе с частью команды были откомандированы на формирование новых бронетанковых подразделений. Новым командиром назначается И.М.Бобриков, а бронепоезд «За Родину!» включается в дивизион вместе с бронепоездом под командой Шурыгина, прибывшим из Полтавы.

В начале мая в распоряжение штаба фронта отбыла десантная рота. На ее базе был сформирован истребительный батальон. А дивизион бронепоездов продолжал боевые операции в районе Дебальцево до начала июля. Но когда советские войска вынуждены были отходить под воздействием превосходящих сил противника за Северский Донец, для дивизиона бронепоездов возникла опасность окружения.


Конец огненного рейда
13 июля под станцией Родаково дивизион бронепоездов встретил передовые немецкие части. Два дня подряд бронепоезда совершали неожиданные, смелые рейды в Зимогорье, в Славяносербск и прямой наводкой громили пехоту противника.

15 июля 1942 г. бронепоезд «За Родину!» на разъезде 61-го километра между станциями Родаково и Меловая подвергся массированному налету немецких «юнкерсов». Рано утром первая атака вражеских самолетов была отбита огнем «стальной крепости». Немцы совершили второй налет.







Советский бронепоезд «За Родину!», разбитый немецкой авиацией
в районе Ворошиловграда (ныне город Луганск). Южный фронт.
В середине того тяжелого дня гитлеровская авиация совершает массированный третий налет. На этот раз в нем участвуют более 30 «юнкерсов». На неподвижный, лишенный возможности маневрировать бронепоезд волнами из-за облаков пикируют вражеские бомбардировщики. Вышел из строя бронепаровоз, тяжелая бомба попала в тендер. Сброшены с рельсов платформа с тяжелой пушкой и платформа противовоздушной обороны. Загорелись платформы прикрытия. Рвались запасные комплекты снарядов. А налеты не прекращались.

Бронепоезд «За Родину!» был выведен из строя, а полтавский оказался в ловушке и не мог уйти на новую позицию из-за разрушений железнодорожного полотна. И тогда было принято решение под огнем противника вывести с бронепоездов команды.





Немецкие солдаты рассматривают советский бронепоезд «За Родину!», разбитый
немецкой авиацией в районе Ворошиловграда (ныне город Луганск). Южный фронт.

Специально выделенной группе бойцов было приказано ночью демонтировать и вывезти в тыл уцелевшее вооружение, а оставшуюся материальную часть подорвать.


...Век бронепоездов оказался недолгим. Родившиеся на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков, бронепоезда успели поучаствовать в двух мировых и многих локальных войнах. Но в середине века они ушли со сцены, не выдержав конкуренции со стороны танков.

Валерий СНЕГИРЕВ

@темы: Великая отечественная, РККА

   

Великое Сорокалетие. 1917 - 1957.

главная